Морозюк И.Е.

ОТ ИНФОРМАЦИОННОЙГРАМОТНОСТИ К ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Глобальные изменения в жизни современного общества непосредственно связаны с информатизацией. Практически вся жизнедеятельность социума к началу ХХ в. охвачена или использует электронные сети. Процесс информатизации из сфер науки, производства распространился на коммунальную жизнь общества. Наполняемость и соотношение понятий “информационная грамотность”, “информационная культура” или “культура информационного общества”, “информационно-общественная компетентность” становятся актуальной проблемой как с теоретической, так и практической точек зрения. Фактически мы живем в период становления и развития новой реальности, которая обрела черты информационного общества: материалистические (предметно-практические) и идеалистические (субъективно-отражательные), социально-культурные (глобальная экономика, рынок труда, товаров, денег, информации, политика, образование, экология, маскультура). Особую роль в этом сыграли компьютеризация, автоматизация, информатизация управления, накопление системно-сетевого электронно-информационного ресурса человечества. Всеобщая доступность информации как одно из стратегических направлений развития информационной инфраструктуры общества приобрела очертания культурной парадигмы ХХІ в. Конкретные проявления движения к информационному обществу связаны с реализацией национальных программ информатизации, создания необходимых условий информационно-технологического переоснащения социума.

В контексте изучения феномена “информационное общество” особое значение приобрел аспект гуманизации всех сфер человеческой деятельности, высвобождения человеческого измерения природы и общества, преодоление технократизма постиндустриального общества. Ныне человек воспринимается как источник интенсификации информационных процессов и ускорения развития общества, достижения условий развития возможностей каждого человека.

Практически проблема выживания человечества связывается с уровнем освоения и выживания в новом информационно насыщенном пространстве. Уровень адаптируемости к новой жизненной среде, в том числе профессионально-деятельностной, определяется соответствующими знаниями, умениями, навыками и характеристиками сознания, концептуальными формами мировоззрения (мифическое, религиозное, научное, логическое, инфор-мационное, энергоинформационное).

Мировоззрение формируется на базе когнитивных структур, отражающих представления о сути соотношения элементов бытия и сознания. Последние есть главная составная часть образования современного человека, методологической основой которого является философия информационного общества. Поведенческо-деятельностная структура информационного сознания задается структурой понимания действительности в понятиях и атрибуциях современной информационной картины мира. Информационное мировоззрение личности и общества – это высшая форма проявления сознания современной цивилизации.

Основой овладения информационным мировоззрением является элементарно-первичные знания, приобретаемые через освоение предметно-понятийного поля реальности. Мы определяем его как первичный уровень информационной грамотности. Основными конструкциями этого уровня является понятия: информация, информатика, информатизация, информационные технологии. Умения можно связать с процессом работы с информацией – получение, поиск, переработка, передача информации. Навык – работа с компьютером, как точкой доступа в информационную систему общества.

Говоря об информационной культуре, мы предполагаем, что эти элементы приобретают более “плотную” окраску, более широкий круг понятий и связей между ними. Начало эры Интернет ознаменовалось новыми признаками культурного бытия человечества. Новая информационная сфера повлекла за собой изменения в сфере образования, науки, рынков труда, в политике. Ориентация индивида, группы, нации (один срез), и профессиональных, общественных объединений (другой срез) в новой жизненной среде требует более глубокой подготовки к освоению и благоприятной жизнедеятельности членов современного общества. Информационная культура как средство освоения новой культурной среды рассматривается в контексте социально-технологического подхода. Информационно-культурный императив личности и общества на данном этапе исследуется как основы саморазвития и гармонизации условий развития природы, общества, человека. Определяющей составляющей информационной культуры, как способа жизни в информационном обществе, нам видится когнитивизация интеллекта, в том числе социального, и высшая духовность, основанная на осознании единства мира, человека, природы, космоса.

Таким образом, ставится вопрос об информационно-культурной компетентности членов общества, способных обеспечить решение социально-культурных задач обозримого исторического периода.

Hosted by uCoz